Chelovek-molekula Chelovek-molekula Добавил запись в группу Новости ProRC.ru 26,13
Тестирование FBL систем. Часть 3
0

(Начало статьи здесь: Часть1, Часть2)

… у меня таки есть шо сказать за этого «скокума» :D Итак ;) :

Прибор № 5: Skookum Robotics SK540 Flybarless System

Канадская фирма Skookum Robotics образовалась в 2007 году и специализируется исключительно на системах стабилизации для авиамоделей. Первым продуктом фирмы был SK 360, затем в 2010 году вышел его премудрый апдейт SK 720. Большой популярностью эти системы не пользовались до того момента, как в 2012 году появился SK 540, лишённый всех наворотов, которые были в SK 720. SK 540 – это FBL со встроенным гувернёром без премудростей автостабилизации и прочих приблуд. И, похоже, фирма угадала, что ждёт потребитель: SR540 стал набирать популярность у пилотов не по дням, а по часам, в отличии от своего старшего собрата SK 720, который так и не смог избавится от имиджа дорогой игрушки. Покупая SK 540, вы получаете коробку, в которой лежит прибор и всё.

Девайс сразу вызывает уважение, как берёшь его в руки: очень добротный металлический корпус, аккуратно анодированный, красивый и приятный. На сайте Skookum Robotics http://www.skookumrobotics.com/updates/ надо скачать последнюю версию программы настройки (она единая для SK 720/540) и уставить её на своём компе. Сейчас актуальна версия 3.42 от 19/07/2013. Там же на сайте http://www.skookumrobotics.com/products/sk-540-flybarless-system/ лежит мануал и ведео-мануал, которые очень подробно и доходчиво объясняют все процедуры и этапы настройки. Следует отметить, что сама программа настройки имеет очень наглядные всплывающие коменты, которые в стиле «для тупых» очень доходчиво описывают все премудрости. Но, не смотря на эту кажущуюся доходчивость, интерфейс тяжеловесен и запутан.

На тематической странице http://rcheli.com.ua/page_skookum_robotics_fbl_290.html на сайте
Дмитрия Деригина подобраны все полезные ссылки для SK 540, я же подробно остановлюсь на одной: руководство по настройке от Алвина Чаи в переводе Александра Пелипенко (Datos). Вот оно: http://rcheli.com.ua/page_sk540_sk720___soveti_po_nastroyike_303.html. Не поленитесь, внимательно его прочитайте и у вас практически не останется вопросов по настройке SK 540.
Касательно самой процедуры отмечу одну особенность: надо постоянно помнить, что при настройке вносимые параметры активизируются только при «засылке» их в девайс кнопочкой «Send Setup», это надо не забывать и каждый раз жамкать сию пимпу.

Благодаря советам Алвина Чаи в процессе настройки глубоко вникаешь в суть системы и сразу понимаешь, что делали её под диктовку инженеров-аэродинамиков, а не электронщиков, как многие другие. Здесь нет интегральной и производной чувствительности, зато есть настройка влияния составляющей Белла и составляющей Хиллера, всё как у полноценного несущего винта. Это делает процесс подбора параметров более осознанным. Тем более было интересно опробовать сей нестандартный девайс в полёте.

Первое впечатление – восторг. Реальная поросячья радость от того как оно летит, особенно доставляет эндорфинов работа хвоста (последний раз я такое испытывал, когда впервые поставил на вертолёт футабовскую гиру GY 701, кто пробовал, тот меня поймёт). SK 540 летит почти сразу, из коробки, офигенно! Надо просто послушать умные советы и сделать все
настройки, как рекомендует Алвин и будет вам счастие. Мелкие необходимые корректировки вы сами сделаете и поймёте через 5-10 полётов, и в итоге получите очень чёткую, адекватную и приятную в работе систему.

Если пытаться искать аналогии, то это будет похоже на работу Микроба без косяков Микроба:

  • та же офигенная работа головы, но без вялости по шагам
  • работа хвоста не имеет минусов вообще, практически идеальный хвост.

Не хочу создавать себе кумира, но SK 540 – это пока единственный из испытуемых приборов,
который так приятно меня удивил. Попытаюсь свести свои восторги к систематизированным положительным и отрицательным сторонам.

Плюсы:

  • двухуровневость глубины ковыряния в настройках позволяет начинающим пилотам не залазить в тонкий тюнинг вообще, дефолтные установки всех параметров обеспечивают хорошие начальные условия
  • реалистичная и точная математика работы головы делают процесс управления приятным и отзывчивым
  • работа хвоста по всем параметрам практически идеальная. Удержание, вращения, разгоны, остановки, всё на «пять с плюсом и точкой».

Минусы:

  • старомодность и перегруженность интерфейса настройки, нет интуитивной адекватности и естественности, необходимость каждое действие подтверждать жамканьем «Send Setup»
  • все настройки только с компа (если это для кого-то минус)

Краткие выводы:

SK 540 на сегодня, однозначно, один из лучших приборов в семействе FBL. Мне кажется, что в ближайшее время мы увидим лавинообразный рост его популярности, как в своё время Микроб всех влюбил в себя.

Вот и подошла очередь последнего участника этого пыталова :D Итак,

Прибор № 6: MSH Brain (iKon) Flybarless System

Итальянская фирма MS Heli хорошо известна благодаря своим великолепным вертолётам оригинальной конструкции Protos и MiniProtos. О том, что фирма разрабатывает свою FBL все узнали в 2010 году, когда увидели прототип на МиниПротосе у Dario Neuenschwander в Питере, на ХелиМастерс. На рынок система вышла летом 2012 года под нескромным названием Brain (т.е «мозг», из-за чего сразу получила прилипчивое погонялово Моцк) и с первых дней начала завоёвывать популярность среди пилотов. Её промушеном и доводкой успешно занимались и Тарек, и Берт, и Дарио.

Сами инженеры MSH позиционируют своё творение так: «Brain на сегодня является самым мощным и эффективным устройством FBL. Он позволяет получить идеальные лётные характеристики, но для этого необходимо сделать несколько тестов и настроечных полётов», и они весьма не далеки от истины! То, что Моцк крут не по-детски убедились все, кто его приобрёл в первых рядах (и я в том числе).

Покупая Brain, получаешь коробку с девайсом, липучками и шнурками.

Никаких мануалов или инструкций не прилагается. Всё, что надо знать покупателю (по мнению разработчиков), он должен получить из программы по настройке, которая лежит на сайте MSH: http://www.msheli.com.

В октябре 2012 года MSH продала полную лицензию на производство и дистрибьюцию прибора и на рынке появился полностью легальный идентичный клон под лейбом iKon: http://ikonflybarless.com/home.php. Приборы отличаются только названием и цветом, больше отличий нет никаких, поэтому в дальнейшем, всё что говориться о Brain на 100% верно и для iKon.

После скачивания и установки софта вы получаете программу, которая является и интерфейсом для настройки и мануалом одновременно. Всё очень доходчиво и просто объяснено, интерфейс дружелюбный, понятный, с наглядными картинками (если стрелкой мыши навести на параметр, всплывает окно с коментами о данной функции). Вячеслав Алдохин сделал перевод текстовых коментов базовой настройки и опубликовал их здесь: http://forum.rcdesign.ru/f65/thread299740-3.html#post3838786. Страница на ХелиФреке с поддержкой инженеров-разработчиков так же поможет ответить на многие вопросы и пояснить нюансы: http://www.helifreak.com/forumdisplay.php?f=308.

Есть целый видео манул по настройке от начала до конца: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v;=y6lCE_Yh8Uc.

Должен сказать, что первые версии с ранней прошивкой, с настройками «из коробки» не летели вообще. Надо было конкретно колдовать над параметрами, что бы вертолёт начал вести себя адекватно (мой первенец с Моцком МиниПротос сделал примерно 30 полётов, что бы научиться боле мене хорошо летать). Но, инженеры MSH не спали и новые прошивки выдавали на гора очень быстро и качественно, были убраны практически все замеченные косяки. Актуальная на сегодня версия 1.0.009 хоть и требует дополнительных настроек, но из коробки, в прицепе, уже летит. Недавно так же добавили возможность делать полные настройки без компа, через смартфон с блютузом, подробности здесь: http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=9924.msg172851#msg172851.

Каких-то особенных общих советов по настройке давать не буду, потому что на каждом вертолёте тонкая настройка требует своих регулировок и они все разные (на МиниПротосе боролся с неравномерностью хвоста, на Гоблине 500 лечил отбивку хвоста и ловил дельфина на прямых, на Атоме 6 был сильный самовозбуд по элеронам), но под себя можно настроить всё и неизлечимых болячек нет.

Одно общее важное правило: аккуратно, пошагово, не торопясь надо пройти базовую настройку и для первого тестового полёта будет всё ок.
Осознанно опускаю описание встреченной в Моцк системы автостабилизации, ибо описывать там нечего – система при активации ставит вертолёт в заранее обозначенное положение.

…но когда вы настроите Моцк под себя, выставите все рейты и гейны на приятный уровень, вы получите уникальную систему! Не побоюсь этого слова. Равных Моцку, по точности отработки команд, страгиванию с места и по чёткости остановок, на сегодня нет. Из меня, конечно, хреновый пилот-испытатель, ибо дать просрацца вертухе в хорошем смак-дауне я не умею, но я явно чувствую чёткость и остроту работы девайса (недаром Тарек в Москве говорил, что для него самой оптимальной системой на сегодня является Моцк, и я понимаю, почему он это говорит: главная фишка Тарека – невероятные фиксации и безумные оттормозки, а это Моцк делает как ни кто).

Если ужимать все характеристики до сухих фактов, то получим набор плюсов и минусов.

Плюсы:

  • дружелюбный и интуитивно понятный интерфейс настройки
  • выдающаяся летучесть, чёткость и ясность работы по шагам и циклику выше всяких похвал
  • великолепная работа хвоста (хоть и требует тонкой настройки)
  • общая резвость и весёлость вертолёта с Моцком на борту доставлет дополнительное удовольствие от полёта.

Минусы:

  • необходимость обладания пользователем как минимум базовыми навыками в настройке и управлении вертолётом. Новичку реально будет сложно раскрыть Моцк во всей красе.
  • широкие математические и программные возможности системы отчасти являются и её минусом, позволяя залазить при настройке совсем в ненужные границы параметров.

В качестве резюме приведу вышеуказанную цитату инженеров-разработчиков
фирмы MSH полностью: Brain на сегодня является самым мощным и эффективным устройством FBL. Он позволяет получить идеальные лётные характеристики, но для этого необходимо сделать несколько тестов и настроечных полётов. Некоторые другие FBL системы могут предложить очень хорошие результаты «из коробки», но когда вы ищете «немного больше» чем просто «хорошо», то вам придётся заплатить за это терпением и тонкой настройкой.

Лучше про него сказать невозможно!

На этом долгий, но интересный, сравнительный забег заканчивается. Итоговый сводный обзор шести систем FBL.

Если вы находитесь в предвкушении, что я сейчас всех участников расставлю по местам от 1-го до 6-го, то вас ждёт разочарование – раздачи медалей и чествования победителя не будет.
Фигушки вам! :D

Вместо этого я честно наморщил лоб и свёл все системы в одну табличку и попытался присвоить каждой заслуженные баллы в оцененных мною категориях. Не надо пытаться суммировать эти цифири и наивно полагать, что у кого больше, тот и лучше. Я старался, что бы из сравнительной таблицы можно было сделать выводы о плюсах и минусах каждой системы.

В результате вот что получилось:

Если в итоге пытаться спрашивать у меня, что же мне понравилось больше всего, то я позволю дать свою личную, сугубо субъективную оценку методом приведения понятных аналогий. Между каждой системой я проведу аналогию с автомобилем, который наиболее соответствует ей характеру поведения. Мне кажется, что сравнение с автомобилем наиболее уместно, так как FBL системы так же как и машины, делают все одно и то же, но по разному и с нюансами. Ну и мы все – автомобилисты, и ощущения водителя всем знакомы и понятны.
Я полетал на всех этих системах, поездил на всех машинах, так что сравнения, по моему, весьма точные.

Итак, поехали!

Microbeast BEASTX V3 – это, без всякого сомнения, Toyota Camry. Простая и надёжная, как все «тоёты». Купил, сел, завёл и поехал. И больше голова ни о чём не болит.

VBar Silverline 5.3 – это AUDI S8. Мощная, точная, сильная немецкая машина, которая «сделает» на дороге почти всех и сделает это с комфортом. Но водитель при этом может чуть-чуть заскучать…

Futaba CGY750 V 1.31 – это английский уникумСaterham R500. Как его называют создатели — это «экстремальный автомобиль для настоящих мужчин, которые не боятся сквозняков»! Так же как и CGY750, требует после покупки вникнуть в инженерную суть, вдумчиво подойти к настройкам и только после этого раскрыться во всей красе возможностей.

Spartan Vortex VX1 – этот прибор с туманного Альбиона полностью соответствует своему землякуJaguar XK. Быстрый, резвый на виражах, хорошо рулится и практически не раздражает тем, что слегка срывает жопу в поворотах и метёт хвостом.

Skookum Robotics SK-540 – это канадское творение очень похоже на BMW X6. Приятно удивляет неожиданным сочетанием солидности, плавности и одновременной мощи и резвой чёткости.

MS Heli Brain – стопроцентный итальянец! Это Alfa Romeo 4C. Его, как и всех итальянцев, бог во время рождения поцеловал в темечко и после этого всё получается легко, непринуждённо и красиво.

На сим я завершаю свою литературно-исследовательскую деятельность и возвращаюсь к рабочим и полётным будням.

В качестве послесловия сделаю прямые ссылки для скачивания мануалов и полезных советов по каждой системе.

1. Русский мануал Microbeast BEASTX V3
http://yadi.sk/d/l5G9CTHJ7UOb6

2. Русский мануал для VBar 4.0
http://yadi.sk/d/Hudq9oah7UOzC

3. Русский мануал Futaba CGY750 V 1.0
http://yadi.sk/d/HB3S2AiQ7UPAe
Английский мануал Futaba CGY750 V 1.31
http://yadi.sk/d/xAmxadhm7UPIo

4. Русский мануал Spartan Vortex VX1
http://yadi.sk/d/ggxX_Rea7UPpd

5. Русский мануал для Skookum Robotics SK-540 (720)
http://yadi.sk/d/X6ScbiCH7UQ7h
Советы по настройке
http://yadi.sk/d/3qKWe2gX7UQC5

6. Русский мануал MS Heli Brain
http://yadi.sk/d/A4vGFydH7UQNT

Автор Игорь Куличик,
Москва, 2013.

Вот такой интересный тест получился. Надеемся Вам было интересно так же как и нам!

Делитесь своими впечатлениями, опытом и всем что связано с моделизмом у нас!

С Уважением, команда ProRC.ru

Плюсануть! 0
Комментировать
Комментарии
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.