Chelovek-molekula Chelovek-molekula Добавил запись в группу Новости ProRC.ru 26,13
Тестирование FBL систем. Часть 2
0

Всем привет!

Сегодня мы продолжаем статью о тестировании FBL систем!

Учитывая то, что статья большая, она будет разбита на 3 части. Часть 1, Часть 3.

Приятного чтения:

Сегодня завершил лётные испытания CGY 750.
Вот моё вью на сей девайс.
Прибор № 3: Futaba CGY750 Flybarless V 1.31

CGY 750 появилась в 2010 году и сразу вызвала массу нареканий. Первая версия 1.0 была явно сырой, не имела встроенной оптимизации пируэта, имела явные косяки в математике головы и летела криво-косо (я сам три раза подряд за одну неделю расхерачил вертолёт с CGY 750). Сам девайс с виду полностью повторяет легендарный GY 701 и имеет, помимо трёх осевого гироскопа, встроенный гувернёр.


Оперативно были выпущены версии прошивки 1.1 и 1.2, в которых убрали явные косяки, но система всё равно не завоевала народную любовь и не получила широкого распространения.
Но Футаба не была бы Футабой, если бы, как обычно, не шла своим отдельным «самурайским»
путём. Два года полной тишины и молчания, не обращая внимания на полный провал продаж
прибора, не выпускается никаких апгрейдов и улучшайзинга, как будто и не было ничего… Но, в декабре 2012 года, Футаба без всякой помпы выдаёт на гора новую прошивку 1.31, которая, по сути, является не новой прошивкой, а абсолютно новой версией программы. И CGY 750 полетела! И полетела отлично!

Перейдём к более детальному анализу особенностей данного прибора. Как и положено Футабе, при разработке и прибора, и меню, и интерфейса, инженеры ни на кого не оглядывались и ничьих подходов не копировали. Интерфейс и меню сугубо своё, футабовское. Для настройки прибора не надо ничего, ни компа, ни панельки, ни блютуса, всё настраивается через экран и четыре кнопочки на приборе (дополнительный универсальный прибор-шнурок CIU-2 нужен только для заливки новых прошивок).

Все апдейты и новые прошивки лежат здесь: http://www.futaba-rc.com/software-updates.html. Русская версия мануала и инструкции по апдейту лежат на нашем форуме: http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=10270.0.Тематическая ветка на ХелиФрике: http://www.helifreak.com/forumdisplay.php?f=243.

Сразу оговорюсь, в отличие от других систем, CGY 750 имеет довольно мало полезных ссылок и коментов по настройке и эксплуатации. Это, скорее всего, объясняется не очень большой популярностью и распространённостью системы. Изучив всё, что доступно в сети о CGY 750, посоветую при настройке и эксплуатации девайса использовать следующие источники:

прямые ссылки для скачивание кино:
http://video1.hobbico.com/gallery/fut/futm0835-setup-part-1.mpg
http://video1.hobbico.com/gallery/fut/futm0835-setup-part-2.mpg
Со всей ответственностью могу вас заверить, что это оптимум информации для того, что бы хорошо разобраться в своеобразной процедуре настройки и доводки CGY 750. Остановлюсь на отдельных нюансах, которые важно не пропустить:

  • — Меню Swash Basic полностью переработанное и надо просто вместе с Ником пройти по всем пунктам, вопросов не останется. Очень сильно поработали инженеры и программисты над упрощением и унификацией сложного меню настройки миксов и корректной работы головы. В результате свели всё к одной процедуре F/F (feed forward) mixing rate, которая комплексно оптимизирует и выравнивает работу головы.
  • — Стоит обратить внимание на необходимость установки при настройке больших циклических шагов. Ник рекомендует ставить не менее 8-10 градусов, другие источники так же говорят о необходимости установки 10 градусов на циклик. Так же необходимо максимально широко раздвигать параметры «виртуального кольца» (120-130%). Это обусловлено тем, что системе с новой метаматематикой необходим максимально широкий размах в работе автомата перекоса. Очень полезно сделать трим-флайт, после которого вертолёт более точно рулится и останавливается по осям.

Повторюсь ещё раз: не поленитесь, внимательно посмотрите оба фильма с комментариями Ника и у вас вопросов по настройке практически не останется. Объяснения очень ясные, интуитивно доходчивые и наглядно показанные.

Прошивка 1.31 кардинально отличается от старой не только математикой и новыми параметрами, но и тем, что практически все цифири экспертных меню по дефолту выставлены в наиболее оптимальные значения. И если вы зададите режим полёта (от 1 до 5), размер вертолёта и желаемые скорости вращения по всем осям, то автоматом получите практически оптимальные значения всех экспертных регулируемых параметров. По сути, Футаба сделала шаг навстречу тем юзерам, которые не любят глубокого тюнинга электроники и предпочитают летать на настройках «из коробки». Но при этом оставила бездонные возможности для любителей подстроить всё и вся под себя. 

Итак, если мы прошли весь путь вместе с Ником по базовой и экспертной настройке (а это час-два работы на столе и 3-5 настроечных полётов), то мы получаем вертолёт с отличными лётными характеристиками. Наиболее примечательные и характерные следующие:

  • отмечаемая всеми пилотами повышенная летучесть вертолёта после установки на него CGY 750. Вертолёт по ощущениям становится легче и порхает, как бабочка.
  • остро ощущаемая обратная связь, почти полное отсутствие «роботизированности» полёта, реакции на стики прямые, адекватные, ожидаемые и очень быстрые.
  • широко известное в вертолётных кругах понятие «футабий хвост» (означающее прецизионно точную работу и безупречную отработку команд) может быть смело распространено и на работу головы CGY 750, это «футабья голова».

Переварив и пропустив через себя кучу инфы и ощущений по этой системе, попробую резюмировать её достоинства и недостатки.

Плюсы:

  • беспрецедентная широта и глубина доступных настроек, дающая возможность повлиять практически на каждый параметр вертолёта. Я практически уверен, что в следующем году, когда FAI официально разрешит пользовать FBL в F3C, Футаба будет там одной из самых популярных систем, ибо только она даёт возможность такой скрупулёзной настройки.
  • возможность полной настройки системы без компа и других приблуд.
  • великолепная математика и алгоритм управления головы и хвоста, дающая ощущения «прямого» управления вертолётом, без всякого малейшего запаздывания или наоборот, предугадывания
  • ну и один из самых понятных плюсов – это Futaba! :)

Минусы:

  • относительная (по сравнению с другими системами) сложность меню и интерфейса, рассчитанная на подготовленного пользователя
  • самурайская скрупулёзность в деталях делает экспертное меню несколько перегруженным и сложным для адекватного понимания значения параметров. Вдобавок к этому – крайние скупые и не всегда понятные описания настраиваемых функций
  • повышенная летучесть и прямая реакция на команды имеет свою обратную сторону: появляется ощущение, что вертолёт не «липнет» к воздуху, а слегка «соскальзывает» с траектории
  • отсутствие широкой консультационной поддержки со стороны производителя, иногда доходящие до прямого игнорирования проблем юзеров (но это характерно в целом для Футабы и укладывается в японскую философию не суетится по мелочам)
  • система работает только с S-BUS приёмниками.

Краткие выводы:

Безусловно уникальная, стоящая в стороне от всех остальных, система. Очень будет интересна, полезна и востребована моделистами, ценящими возможность дотошно и глубоко вникнуть в суть процесса и отрегулировать каждый параметр вертолёта (уверен, что приживётся в F3C). Начинающим пилотам её советовать нельзя, обилие непонятных возможностей запутает и собьёт с толку. Очень бодрящее и реалистичное ощущения от полёта придётся по вкусу многим пилотам, имеющим внутри себя остро пульсирующую инженерную жилку.

Прибор № 4: Spartan Vortex VX1

В 2010 году, когда эра FBL началась бурным и тотальным нашествием со всех сторон, Spartan тихо и молча ушёл с рынка и было полное ощущение, что его имя так и останется в памяти, как ассоциация с отличными гироскопами DS76 0 и Quark. Ан нет… Оказывается инженеры Спартана два года усердно строили свой новый девайс и, судя по всему, эти усилия были не напрасны – на свет появился абсолютно новый прибор Vortex VX1 с весьма достойными характеристиками.

Приобретая Spartan Vortex VX1 имеет смысл сразу его брать с прибором DataPod, ибо все настройки осуществляются только через него и никак по другому.
Прибор поражает своими миниатюрными размерами, все три агрегата легко можно было бы уместить в одном корпусе вместе с экраном, но Spartan всё разделил и, как показывает дальнейший опыт эксплуатации, вполне обоснованно – работать с прибором очень удобно.

В комплекте нет никаких мануалов и инструкций, всё лежит на сайте. Последовательность действий обладателя новенького Vortex VX1 такая:

На странице для «продвинутых» юзеровhttp://www.spartan-rc.com/products/vx1/vx1.php?p=6 скачиваем три раздела мануалов (User Guide, Setup and First Flight, Fine Tuning Guide) и программное обеспечение последней версии для DataPod, самого прибора и сенсора. На сегодня самая свежая версия – М3.

Что бы избежать сложностей и ошибок в инсталляции и настройке, необходимо ознакомится со спартановским видеоманулом, который очень наглядно и понятно описывает все шаги настройки прибора.

  1. прошивка DataPod, самого прибора и сенсора: http://www.helifreak.com/showthread.php?t=498342
  2. настройка параметров приёмника и передатчика
  3. настройка параметров сенсора
  4. базовая настройка головы
  5. базовая настройка хвоста

Шаги 2 – 5 очень доходчиво показаны в соответствующих разделах: http://www.helifreak.com/showthread.php?t=501291

Кроме заводских видеоинструкций есть ещё один весьма полезный источник советов по установке, настройке и тюнингу прибора – советы пилотов Fast Lad Team http://www.flpflightteam.co.uk/~flpfligh/?p=3333

После базовых установок необходимо переходить к настроечным полётам: триммировочный полёт и настройка экспертных параметров. Артем Дектерев (Corsac) сделал очень добротный и качественный перевод раздела мануала, касающегося экспертной настройки головы: http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=10731.msg171683#msg171683, за что ему большое спасибо.

Все вышеописанные источники позволяют быстро и просто разобраться со всеми настройками, но я остановлюсь на трёх особо важных моментах, которые являются общими для всех вертолётов и пилотов:

  • Обязательно сделайте тримм-флайт. После него работа системы становится ощутимо точнее.
  • Практически все вертолёты после первичной настройки имеют колебания хвоста в вертикальной плоскости после выполнения флипа. Для их устранения надо плавно повышать Elevator Debounce.
  • Внимательно отнеситесь к настройке общей чувствительности хвоста Tail Gain. По умолчанию она стоит 30% и это очень близко к оптимуму, но её надо плавно повышать, что бы хвост характерно звенел при отработке остановок. Здесь хорошо слышно, как хвост работает на грани перекомпенсации (Если не дойти до этого рубежа буквально 3-4%, вся работа хвоста будет ощущаться как неравномерная).

Не ленясь, я попробовал влияние практически всех параметров на работу системы в целом и могу с уверенностью сказать, что Vortex VX1 хорошо и глубоко продуманная и сделанная система, с хорошей математикой головы и инженерным подходом к настройкам. Можно очень легко и ожидаемо регулировать скорость вращения по всем осям, очень хорошо можно подобрать желаемый отклик по циклику.

Если попытаться обобщить все ощущения, то можно резюмировать следующее:

  • Vortex VX1 очень похож на VBar, но, как говориться, есть нюансы.
  • Хороший алгоритм управления головой оставляет два сильных впечатления, которые проявляются при любых вариантах настроек: резкость и чёткость реакций по циклику и вялая плавность по шагу.
  • Хвост работает очень специфично, отлично отрабатывая положения и перестановки, но при этом явно присутствует отбивка при резкой остановке вращения по часовой стрелке. Полностью победить её я не смог, честно перекрутив всё по два раза. Регулировка позволяет уменьшить или увеличить отбивку, но целиком её убрать не удалось; причём остановка при вращении против часовой – идеально чёткая.

Общее впечатление от вертолёта со Спартаном на борту – быстрый и дерзкий, провоцирующий на хулиганство.Попробую вычленить «светлое» и «тёмное» :).

Плюсы:

  • отличный и удобный конструктивный дизайн, позволяющий использовать систему на вертолётах любых размеров (при желании можно вообще «поселить» DataPod на борту вертолёта, особенно это удобно при первых настроечных полётах).
  • дружелюбный и интуитивно понятный интерфейс – после пробега два-три раза по всему меню, появляется ощущение, что ты с ним давно и хорошо знаком.
  • очень точное и инженерно правильное описание параметров настройки в общем и экспертном меню – результат влияния параметра полностью соответствует ожиданиям от описания.
  • очень приятные полётные ощущения – вертолёт послушно и точно идёт за стиком.

Минусы:

  • общий уровень мануалов и видеоинструкций подразумевает наличие у пользователя опыта эксплуатации вертолётов и настройки электроники – новичку будет проблематичное сразу вникнуть в суть.
  • при всей точности работы головы, при любых настройках системы ощущается вялость реакции по общему шагу, иногда это очень заметно.
  • непобедимая отбивка хвоста при остановке пируэта по часовой огорчает, хоть и не мешает при выполнении фигур.

Краткие выводы:

Система очень интересная и добротная, скорее всего в ближайшее время увидим апгрейды прошивок, но уже сегодня можно сказать, что Spartan на рынок FBL вышел чОтко и убедительно.

(Начало статьи здесь: Часть 1; Продолжение здесь: Часть 3)

С Уважением, команда ProRC.ru

Плюсануть! 0
2 Комментировать
Комментарии
avatar
3,62
0 + -
Вопрос все тот же, зачем это в новостях?
avatar
3,62
0 + -
По моему, это намного лучше смотрелось бы в «Статьях».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.