KRAFT KRAFT Добавил запись в группу Фанаты TAMIYA 23,39 Россия, Москва
Туринг в массы, шасси "ТА" и "ТВ". Рождение TRF.
4

Сегодня мы поговорим о менее популяных у нас (а зря) туринговых шасси, сериях ТА и ТВ.

Остальное очень интересное и с картинками читаем под катом!

Для начала разберемся с тем, что же такое ТА. Пороемся для этого в исторических стравках.

ТА обозначает TOURING CLASS A — класс туринг-шоссейных болидов, для изготовления которых использовались серийные модели автомобилей. Иначе еще данный класс именовали Gran Turismo (GT).

Эта группа имела кузова (почем копийные) с моделей серийных, доработанных для гонок и их за 22 года существования шасси серии ТА выпущено великое множество. Живой пример — серийный доработанный Nissan Skyline (сверху фото, снизу — RC-модель):

Серия ТА-01 начала свою историю со старого баггийного шасси серии DF (№58087 Manta Ray). Первой моделью на шасси ТА-01 была копия легендарной Toyota Celica GT Four (№58096 Rally model kit). Это было в далеком 1991 году. В первой декаде 90-х в автомодельном направлении радикально сместился акцент в сторону шоссейных моделей и начал развиваться автомодельный спорт, каким мы его знаем сейчас.

TA-02 получился немного короче предшественника, задние рычаги были модифицированы для сохранения колесной базы, передние же стали длиннее, новые тяги предполагали использование б`ольших колесных дисков для лучшей устойчивости. Было выпущено несколько модификаций.

В 1996 году с выходном шасси ТА-03 произошла революция в компоновке. Полноприводная трансмиссия была заменена с карданной на ременную. И с тех пор маркировка ТА является синонимом ременного привода в шоссейной (туринг) серии. И если два пердыдущие шасси были для начинающих моделистов, с выходом ТА-03 начинается эпоха пришествия гражданских шасси в спорт. На фото ниже базовая версия ТА-03F. 

На этой шасси (карбоновой версии TA-03F-Pro) американец Дэвид Юн (David Jun) выиграл чемпионат ROAR 1996-го года (фото его болида ниже). 

Так началась спортивная история Тамии и в 1998 году энтузиасты объединились над созданием шасси, предназначенного исключительно для гонок. Начались разработки на основе ТА-03 (в версиях TA03R-TRF и TA03F Дэвида Юня). Отличие версии F было в том, что шасси имело переднее расположение мотора (перед базой).

Версии R имели сзади расположенный мотор.

Еще были содификации F-S (укороченная с мотором спереди)...

и R-S (укороченная с мотором сзади), предлагавшие возможность иного крепления силовой батареи...

Так получился протитип TRF404x и его продолжатель, новый тип шасси, названный TRF414x (вспомните мою прошлую запись про TRF418x  — это его пра-… пра-прародитель). В чистом виде TRF414x просуществовала недолго и скоро ее заменила модификация TRF414M, а позже TRF414M2 на основе которой была сделана более бюджетная, гражданская версия шасси ТА-04.

В 2000 году Тамия выпускает шасси ТА-04 evolution на основе нового шасси ТА-04. Это были модели. взявшие основные узлы из той самой TRF414x с двойной декой и двумя ремнями. Было выпущено 4 основные версии шасси:

— ТА-04

ТА-04S (Sport)

TA-04R (Racing + Carbon parts)

TA-04SS (SportSport) с уменьшенной колесной базой на на 10мм.

Тем временем репутация новых шасси TRF стремительно росла. После третьего мирового чемпионата IFMAR ISTC в Mogale City, Южая Африка, в 2002 был прорыв и самым запоминающимся стал триумф тайского гонщика Surikarn Chaidajsuriya, который шокировал мир своей победой в мировом шоссейном чемпионате на модифицированной Tamiya TRF414M.

С 2005 года была выпущена новая шасси ТА-05, которая вскоре, в 2007 году получила знаменитое переиздание TA-05-IFS (Inboard Front Shocks) с горизонтально расположенными передними амортизаторами в базе, а также, в 2009 году было выпущено обновленное шасси TA-05 v.2 с редизайном некоторых деталей, перемещением батареи вперед и некоторыми улучшениями в целом.

По сути шасси ТА-05 было эволюцией шасси ТА-04 и базировалось на деталях нового спортивного шасси TRF415. Отличительные особенности шасси — двухременная трансмиссия, более низкий центр тяжести и центрально расположенный мотор. IFS-версия благодаря иному расположению амортизаторов позволяла использовать иные, более аэродинамичные (и низкие) кузова и защищала важные детали подвески и их места крепления от воздействия неровного покрытия и при авариях.

Базовое ТА-05 шасси.

ТА-05 IFS (на фото версия R)

TA-05 v.2

Тамия начинает баловать пользователей лимитированными версиями своих шасси с уже включенными в набор самыми нужными тюнячками, но не включая в набор кузова, а иногда и колеса, предназначая данные наборы для продвинутых моделистов. Примером може служить шасси TA-05 v.2 R

Тогда же была выпущена специальная версия для дрифта — ТА-05 VDF

Оно имело совершенно иную компоновку, мотор был смещен вперед, аккумуляторная батарея развернута поперечно, а трансмиссия из-за этого поднята на специальную консоль.

Данное шасси было переиздано в версии TA-05 VDF II с применением трехременной предачи, и в обычном для спортивных моделей Tamiya, фирменном TRF-голубом цвете...

… а для особо фанатеющих дрифтеров, в золотом цвете. Лимитированно.

Последним вздохом серии TA-05 стал выпуск официальной карбоновой конверсии TA-05 MS, по сути (да и по цене) приблизившейся TRF415-416.

Самая последняя на данный момент версия шасси ТА — это ТА-06. А ней применили опять-таки иной подход к проектированию шасси. Пластиковая ванна имеет центрально расположенный аккумулятор, причем первый раз в шоссейных шасси, доступ к нему доступен со дна шасси (!), то есть снимать корпус для замены батареи снимать не обязательно.

Другое значимое отличие, помимо гибридного шестереночно-двухременного привода, является консольное крепление электроники вокруг батареи, соосное ей размещение мотора сзади в базе, возможность установки классической бабочки передней подвески вместо еще раз переработанной системы IFS, когда передние амортизаторы ложатся вровень шасси, не выпирая и не мешая установке покатых аэродинамически эффективных кузовов.

Далее появились 2 варианта ПРО-версий шасси. Первая называется TA-06PRO (она у нас засветилась в начале поста)

И следующая ступень на пути к TRF417 -TA-06 MS

Таким образом, переключившись на спорт и ременные трансмиссии, был определен вектор развития шасси ТА и TRF41*x.

А что же с полноприводным карданным шасси?... 

Так появилось шасси версии ТВ.

Первым на ум приходит ассоциация, что В — это аналог шоссейной группы Б, однако это только ассоциация. ТВ лишь потому так называется, что пришла вдогонку ТА как карданная версия. Не более!

Хотя дайте помечтать! Спортпрототипы были внешне похожи на аналогичные машины серийного производства, однако начинка у них была кардинально другая и мощность была существенно выше.

Пример — тот же Ниссан, только уже Calsonic IMPUL GT-R (R35) и ниже его RC-копия на шасси ТВ. Причем судя по фото гонки (сверху) за ним едет ни что иное, как Team Kunimitsu's Raybrig Honda HSV-010, Которая тоже была несколько раз воплощена Тамией в RC-моделях. Arta Garaiya и NSX тоже из этой серии спортпрототипов.

Как я и сказал ранее, к Группе Б шоссейных болидов (GT) и к раллийной группе Б (WRC) новое шасси не относится. Первенцем новой концепции ТВ-01 был Mitsubishi Lancer Evolution VI WRC (выпущенный в 2000г. под №58257).

Вскоре был выпущен и его шоссейный аналог на карбоновой шасси TB Evolution (о них чуть позже). Серия «evolution» базируется на гоночных платформах, но отличается от ТА-версий тем, что не завершает модельный ряд серийных изделий, а выпускается параллельно. Например, гражданская версия именовалась TB-xx, а гоночная — TB-xx Evo.

Шесть из восьми моделей на шасси TB-01 были с кузовами раллийных прототипов, так как свойства шасси были очень подходящими для езды вне трека. Защита шасси и поролоновые вставки, защищавшие рулевую и трансмиссию от грязи, пыли и гравия делали данное шасс незаменимым для гонок ралли. Еще ни одно шасси не было так приспособлено для этого.

ТВ-02 является гражданской версией TB Evolution III подготовленной для гонок. Оно унаследовало узлы крепления амортизаторов от модели ТА-04 для уменьшения стоимости, а также, общая концепция шаси все больше заточена под шоссейные гонки.

ТВ-03 использует наработки ТА-05, в частности, систему IFS (In-board Front Suspension), а также, использует технологии, отработанные на гоночном шасси TRF416.

Также, была выпущена версия TB-03D, где установлены классические передние амортизаторы, а сама модель заточена под дрифт.

Параллельно идут работы и над гоночными версиями шасси:

TB Evolution (2000)

TB Evolution — это TB-01 с множеством опционных частей, делающих шасси легче (как пример, карбоновые деки вместо ванны шасси), жестче (карбоновые бабочки подвески), улучшая его характеристики в гонке (шариковые дифференциалы).

TB Evolution II (2002). Опять уменьшает вес (дифференциалы, алюминий) и улучшений в трансмиссии.

TB Evolution III (2002). Меняет ориентацию батареи и мотора.

TB Evolution IV (2004). ТВ Evolution IV и версия 5 в основном играют с уменьшением центра тяжести.

TB Evolution 5 (2006)

ТВ Evolution V MS (2008)

Тем не менее, стратегия карданного привода в гонках себя постепенно изживала и последние модели серии ТВ EVO были выпущены в 2006 и 2008 (5 MS) году, переведя весь фокус спортивного направления на серии ТА-TRF с ременным приводом.

 

Вот такой получился длинный и, надеюсь, информативный рассказ про то, как развивалось направление ТА-ТВ на примере продукции Тамия.

Не переключайтесь! Скоро расскажу про самое новое шасси TB — TB-04 и TB-04PRO.

Вот картинка для затравки!

Плюсануть! 4
Комментировать
Комментарии
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.